vnu4ka (vnu4ka) wrote,
vnu4ka
vnu4ka

Categories:

"Круглый стол": еврейские праздники. Рош аШана (Новый год)

А ведь забросила я свой "нерелигиозный круглый стол" - помните, какие классные были первые посты и обсуждения. А ну-ка продолжу по случаю выходных - и тема как раз сама напрашивается: праздники. Наши замечательные исконно еврейские праздники, которые и превратили мое существование в религиозном мире в сложновыносимое. 

По хронологии идем? С начала года - с Нового года, Рош аШана, который прямо сейчас за окошком. 
Ну, прежде всего, покажу чуть картинок. Про традиции Рош аШана я писала сто лет назад. Про праздничное меню - в этом посте

103

Итак, Новый год. Забудем все, что мы знаем про Новый год из нашей "прошлой" жизни - никаких елок, дедов морозов. На самом деле у евреев есть четыре новых года: Новый год деревьев празднуется 15 швата, 1 Нисана - начало года в плане отсчета месяцев, 1 Тишрея (собственно Рош аШана) - Новый год для отсчета календарных лет, седьмых и юбилейных лет, и 1 Элуля - Новый год для отсчета десятины животных. 

Рош аШана, тем самым, это день, когда 5759 год от сотворения мира по еврейскому летоисчислению сменяется на 5760. Циферки меняются. Но есть и "добавочная стоимость" у этих двух дней (почему Рош аШана длится два дня, а не один - отдельная история, не буду ею мозг полоскать). Рош аШана является днем  памяти и днем суда. Бог появляется в роли Царя, помня и судя каждого человека индивидуально в соответствии с его поступками, и дает приговор каждому человеку на следующий год - как пойдет его жизнь.

Если применить аллегорию, хотя собственно и за аллегорией ходить не надо, все и так прозрачно, то настроение должно быть как в зале суда. Есть заседание, на котором человеку объявят приговор. К этому заседанию есть месяц подготовки, когда можно на этот приговор повлиять. Так и в иудаизме: есть "месяц подготовки к суду", месяц Элуль, месяц раскаяния в грехах, месяц молитвы и просьб о прощении и о хорошем приговоре на следующий год. 

Чем занимаются в течение этого месяца? Ну, просят прощения у бога, раскаиваются в содеянном и несодеянном. Ежедневно трубят в шофар (бараний рог), чтобы призвать людей к раскаянию. При при встрече с кем-то принято в заключение благословлять друг друга пожеланием "Ктива вехатима това!", что означает: "Чтобы тебе на новый год был вынесен и утвержден добрый вердикт!" Также в течение последней недели перед Рош аШана ежедневно читают молитвы "слихот" - молитвы о прощении. Читают их обычно поздно вечером и рано утром - народ ходит в синагогу на слихот. 

Последний день - канун Рош аШана - проводят в трепете и раскаянии, и в максимальной молитве. Ведь до суда еще пара часов, вдруг как раз вот то, что сейчас намолишься, изменит твой приговор?
 
С сайта Толдот: "Канун Рош аШана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.В канун дня Рош аШана встают до наступления утра для чтения Слихот и покаянных молитв, стараясь завершить тшуву, ибо это последний находящийся в нашем распоряжении день перед Днем Суда, когда все создания проходят перед Творцом как скот перед хозяином. В этот день мы более, чем когда-либо, остерегаемся обидеть другого человека или иначе согрешить перед ним, и стараемся, чтобы ничто не отвлекало нас от процесса тшувы.Вдумаемся: ведь человек, который должен предстать перед судом земного, смертного царя, непременно испытывает смятение и страх, и ему не придет в голову заниматься посторонними делами — он всецело поглощен подготовкой к суду и думает о том, как ему снискать царскую милость и умолить царя о прощении. Насколько же серьезнее должно быть его поведение, когда он предстает перед Царем царей. Всевышним, которому известны все тайны сердца".

Тетки, конечно, молятся без отрыва от производства: надо наготовить еды на два дня Рош аШана (а если он цепляется к шабату, то на все три), надо постирать и нагладить всем белья, приготовить скатерти на бесконечные застолья. 

С "Толдота": 

«Минху» в канун Рош аШана молятся очень сосредоточенно: хотя она не отличается от молитв будней, — но ведь это последняя молитва уходящего года. Мы стараемся, исполняя слова Талмуда, выйти из заканчивающегося года и войти в новый с исполнением заповеди Торы — в искренней, настоящей молитве, исходящей из самой глубины сердца…

* * * 

Теорию написала? А теперь где тут я, во всей этой истории. Месяц Элуль и особенно канун Рош аШана я терпеть не могла. Невероятно трудно в течение столь долгого времени стараться соответствовать тому, что не чувствуешь. Ну а просить прощения непонятно у кого непонятно за что мне каждый раз было сложно. Да и вообще жить вот так, "под прицелом", непросто. То есть мозгами я понимала и себя уговаривала: я плохая, вот тут делала плохо, и тут не так как надо, и даже вот у нас праведные тетеньки из нашей школы показывали нам пример: вели блокнотики с записями своих грехов, чтобы за них перед Рош аШана попросить прощения - но уговоры уговорами, а действительно проникнуться всем этим было и сложно, и утомительно. И отдельно помню свои попытки максимально сосредоточиться в "Минхе" и всегда ощущение недоделанности: что тут отвлеклась мыслями, и тут недопокаялась...

 
Продолжаем. 

В Рош аШана (как и потом в Йом Кипур) делаются максимальные усилия, чтобы пойти в синагогу на молитвы. Мужики туда ходят и так трижды в сутки, женщины конечно так часто синагогу не посещают - все же на них дом, дети, работа, да и нет религиозной необходимости. Когда же настает "женское время" в синагоге? По субботам и праздникам, и особенно по тем праздникам как Рош аШана, которые прямо нацелены на сплошную молитву. 

Поэтому предварительная распродажа мест в синагоге - дело важное и заблаговременное. Нам муж каждый год оплачивал места, пока несколько лет назад мы сократились с трех оплаченных мест до одного, ну а сейчас и оно не нужно никому. Себе он оплачивает место на все праздники. 

Итак, еда готова, дом прибран, все чисто и сверкает. Свечи зажгли. Идем в синагогу на вечернюю молитву. После нее возвращаемся домой на праздничную трапезу: кидуш, потом церемониальная еда, на каждое традиционное блюдо которой говорят определенное пожелание, ну и потом просто еда. 

Про еду. Всем известно традиционное яблоко в меду и лейках, медовый пирог. Многие знают, что подают к столу голову рыбы с пожеланием, чтобы мы были в голове, а не в хвосте. 

Те семьи, где крутились мы, подавали к столу гораздо больше символических блюд, и вот эти пробования кусочка того и кусочка сего с цветистыми пожеланиями я сейчас опишу. Итак: 
1) Финики - с пожеланием "Да будет угодно Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы настал конец всем ненавидящим нас и врагам нашим".
2) Яблоко в меду - чтобы год был хорошим и сладким
3) Гранат (во второй вечер) - чтобы наши заслуги умножились, как зерна граната
4) Карти (лук-порей) - чтобы были "срезаны" наши ненавистники
5) Силка (листья свеклы) - чтобы убрались наши враги и противники
6) Морковь - чтобы мы имели больше заслуг и чтобы нам был вынесен хороший приговор. 
7) Кара (тыква) - чтобы был разорван суровый приговор и чтобы наши заслуги были зачитаны 
8) Рубия (фасоль) - чтобы наши заслуги умножились
9) Голова рыбы - чтобы мы были в голове, а не в хвосте
10) Рыба - чтобы мы умножились, как рыбы. 

* * *
Мое

Меня всю дорогу пришибало вот это детальное перечисление кар, которые должны обрушиться на головы наших врагов. Понятно, что еврейский народ всю дорогу страдал от погромов тех или иных масштабов, но как-то проводить полпраздничного ужина за просьбами всех порвать и разорвать было не по себе. Отдельно помню мемуар с новогодних застолий у наших преподавателей из Бейт Ульпаны (той школы, где я училась по приезду в Израиль, где из нас делали религиозных людей). Сидели мы за столом и придумывали креативные пожелания на все, что угодно: чем больше нажелаешь, тем класснее. И кто-то очень изобретательный радостно воскликнул: "О, придумала пожелание на горох (на иврите "афуна"): "Чтобы мы не следовали моде!" ("мода" на иврите "офна"), то есть чтобы оставались консервативными и не следовали за светскими модными веяниями. Последовали бурные продолжительные аплодисменты.
 

Продолжаем. Утренняя молитва в Рош аШана вместе с Мусафом - дело совсем иное. Она длится долго. Совсем долго. Очень долго. Помню стояние в синагоге часами, когда вокруг все рыдают - у каждой молящейся приличной тетеньки обязательно пакет с бумажными носовыми платками, ведь в молитве своей она умоляет бога о прощении, самое место слезам. Мне в эти моменты было всегда неловко - я не рыдала и даже носовые платки в синагогу не носила. 

* * * 
Мое. 
Утренняя молитва у нас начинается до рассвета (именно в нашей синагоге, есть те, кто молятся позже) и длится почти до обеда. Эти часы помню с ужасом, я их просто боялась. Дико боялась. Это ощущение непонятного времяпровождения, когда рыдая надо распевно читать вместе со всеми канонические тексты, веря, что от этого там на небе поставят нужную галочку - да, я уговаривала себя, что все так и есть, что есть та Небесная бухгалтерия, где тем, кто рыдает покруче и раскаивается поцветистее, отвесят лучшей жизни, - но поверить в это у меня не получалось. А что получалось? Получалось, что надо встать до рассвета и идти в синагогу маяться херней в течение многих часов.
 

После утренней молитвы все возвращаются домой и снова садятся за праздничный стол. Потом идем в синагогу на дневную молитву и на обряд "ташлих", когда надо в воду рыбкам потрясти карманы под определенный текст, и считается, что с крошками туда вытряхнутся грехи. В европейских еврейских местечках народ это делал на берегу реки. В Иерусалиме с реками похуже, равно как в Модиин Илите, поэтому народ изобретателен: вытряхивают грехи в микву (ритуальный бассейн) для посуды, в аквариум с рыбками, или просто включают водопроводный кран в кухне и вода течет, молитва читается - и тоже грехи вытряхиваются. 

Ну а поскольку Рош аШана это два дня, то вечером "наша песня хороша, начинай с начала": снова зажигаем свечи, идем на вечернюю молитву, потом праздничный ужин с перебором традиционной еды и пожеланиями, с утра до рассвета снова повторяется утренний многочасовой синагогальный кошмар, потом праздничный обед.
 
* * * 

Пытаюсь сформулировать, что мне так мешало в эти два дня? Ну кроме того что это "йом тов", то есть как в шабат, многие действия запрещены. Меня дико утомляла вот эта месячная необходимость раскаиваться, плакать и молиться. Утомляли многочасовые стояния в молитве в синагоге - в ощущении вот этой греховности, попытке вымолить прощения, в рыданиях (которые не рыдались) и несоответствия меня тому, что от меня требуется. 

Излишне писать, что ничего общего с радостью у этого праздника я не ощущала, и даже словом "праздник" мне эти дни всю дорогу было сложно называть. И когда я сейчас вижу радостные фотографии френдов за красиво накрытым столом, у меня когнитивный диссонанс. Меня рвет на части от желания сказать: "Вы не знаете, что такое настоящий, традиционный Рош аШана, вы не знаете, как это утомительно, как это изматывающе". И потом думаю - и замечательно, что не знаете. Потому что сесть за красиво накрытый стол, подарить друг другу подарки - всегда хорошо и приятно, даже если изначально от вас в этот день какие-то чужие дяденьки, ведомые многовековой религией, требуют башкой об стену убиться в покаянии. 
Tags: ЙБШ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments