vnu4ka (vnu4ka) wrote,
vnu4ka
vnu4ka

Category:

Ода грампластинкам

Некоторое время назад я завела тетрадку с воспоминаниями. Как сказала как-то Рухама - "пока ты помнишь хоть что-то, мама, записала бы..." С одной стороны тетради пишу на всякие разные темы то, что помню: "Времена года", "Пионерлагеря", "Школа". А с другой стороны начала писать про... грампластинки, которые у меня были дома в детстве. Вот такая неожиданная тема! 



Я очень любила слушать пластинки на проигрывателе. Слушала с самого раннего детства песни и сказки - года в три я распевала песню "Папа может, папа может все, что угодно", а лет в шесть знала наизусть многие сказки и воспроизводила их дословно, копируя разные голоса исполнителей, песни, сопровождающие звуки. В детском саду воспитательницы этим частенько пользовались, и посадив всю группу кружком, а меня в центре, уходили курить бамбук - а я заливалась соловьем, рассказывая сказки с пластинок. 

Любила - да и сейчас люблю! - потрескивание, и хоть и понимаю, что это погрешность звукозаписи, но все же потрескивание это несет большой эмоциональный заряд, уютное такое. 

Любила - да и сейчас люблю! - держать в руках картонный конверт пластинки. Есть в этом тоже что-то уютное: аккуратно вставляешь пластинку в тонкий бумажный конверт, а потом ровненько - в плотный картонный, да так, чтобы белый бумажный из него не высовывался. А вот холодный "бездушный" пластик коробок из-под компакт-дисков не люблю. 

Когда росли мои дети, я скачивала им оцифрованные с пластинок радиоспектакли. "Лягушонок Ливерпуль", "Золотая антилопа", "Малыш и Карлсон, который живет на крыше", позже "Три толстяка" и "Старик Хоттабыч" - все эти пластинки мы слушали взад-вперед без конца. А потом нам повезло: друзья подарили нам музыкальный центр, где был проигрыватель. Бегом я набрала "со вторых рук" старых пластинок - и мы стали слушать настоящие пластинки. Так что мои дети умеют поставить пластинку в проигрыватель, осторожно снять катышек пыли с иглы и установить иглу на начало дорожки. И выражение "пластинку заело" они знают сами, а не по моим объяснениям. 

В общем, пластинки - это огромная и важная часть нашего с детьми детства, поэтому я решила сделать про них подробные систематизированные записи, воссоздав свои детские эмоции, подняв пласт воспоминаний.

Для меня пластинка всегда была чем-то само собой разумеющимся, чем-то цельным и естественным - берешь нарядный конверт с полки, ставишь пластинку в проигрыватель и погружаешься в сказку. Почему-то я никогда не задумывалась: а откуда на этом черном диске взялась сказка? Как делают пластинки? Кому на самом деле принадлежит голос Карлсона, Нильса Хольгерссона, Суок? Откуда появляются все те фоновые звуки, которые и создают в воображении картинку и нравятся мне не меньше основного текста или песен: стук ложек за столом, звук проворачивающегося в замочной скважине ключа, шум базарной толпы... 

И вот спустя годы я решила поразбираться в этой теме, переслушать пластинки, внимательно прочитать то, что написагно на конвертах, понять, как создавались звукозаписи. 

Люди, до чего же все это оказалось интересным! Я скачала подшивку каталога-бюллетеня "Мелодия" с 1984 по 1990 гг (надеюсь со временем найти и остальные номера), нашла книгу о пластинках, слушаю радиопередачи и наслаждаюсь открывшимися для меня новыми горизонтами. 

К работе над темой я привлекла всю семью: мы дружно вспоминали, где покупали в Ленинграде пластинки, какие проигрыватели были дома у нас и в Краснодаре. Всю информацию я буду систематизировать и оформлять, должна получиться интересная подборка постов. 

Проигрыватель

У нас дома стоял проигрыватель "Аккорд-203" (правильное его название "Электрофон сетевой транзисторный"). Эти проигрыватели производились на Рижском радиозаводе им. Попова с 1976 года. 



Вот он виден на фотографии за моей сестрой, а над ним ужасная неприбранная куча пластинок - простите, пластиночки, за такое небрежное к вам отношение! 





Где производились пластинки? 

Начиная с 1964 года грампластинки выпускала Всесоюзная фирма грампластинок "Мелодия". Она объединила существующие на тот момент многочисленные фабрики пластинок и звукозаписывающие студии.
 
В 1960-1980 гг основной продукцией фирмы были грампластинки. В начале 70-х был освоен выпуск записей на компакт-кассетах, а к началу 90-х - на компакт-дисках. Всего за годы своей работы фирма "Мелодия" выпустила 49 000 наименований записей. Огромное количество! 

Записи осуществлялись за студиях в семи городах Советского Союза: в Москве, в Ленинграде, в Риге, в Таллинне, в Баку, в Алма-Ате и в Вильнюсе. Заводы по изготовлению пластинок находились в этих же городах и еще один знаменитый завод - Апрелевский - соответственно в г. Апрелевка в Московской области. Для грампластинок «Мелодии» существовали следующие группы жанров, от которых зависела государственная цена грампластинки:
0 — гимны, документальные, общественно-политические записи;
1 — симфоническая, оперная, хоровая музыка;
2 — русская народная музыка;
3 — творчество народов СССР;
4 — поэзия, проза, драматургия;
5 — записи для детей;
6 — эстрада, песни советских композиторов;
7 — учебные записи;
8 — музыка народов зарубежных стран (фольклор);
9 — прочие записи (спецзаказы «Кругозор», «Колобок», измерительные записи и др.).

В тиражную комиссию, определявшую количество экземпляров первых выпусков, входили музыкальные артисты, работники ВСГ, представители министерства культуры, Союза композиторов, торговли и других заинтересованных организаций. В начале 1970-х годов тиражная комиссия собиралась раз или два в месяц. На совещании отчитывались о выполнении плана и обсуждались тиражи. Торгующая организация могла заявить, какая популярная запись необходима, чтобы выполнить план за квартал. Официальные первые тиражи грампластинок устанавливались в зависимости от группы жанра: 1 группа — 3—5 тысяч, 2 группа — 5—10 тысяч, 3 группа — 1—2 тысячи, 4 группа — 1—3 тысячи, 5 группа — 5—10 тысяч. Для песен советских композиторов, авторских записей и эстрадных композиторов тираж составлял 5—10 тысяч, вокально-инструментальных ансамблей — 10—30 тысяч, популярных эстрадных программ-сборников — до 100 тысяч. 

Каталог "Мелодия" Ежеквартальный каталог-бюллетень Всесоюзной фирмы грампластинок "Мелодия" был основан в октябре 1979 г.  



В журнале (довольно толстом на 1984 по крайней мере) были статьи об исполнителях, всякие новости из мира звукозаписи, популярные статьи про разные технические особенности производства пластинок, каталог пластинок, вышедших в квартале. В общем, с бору по сосенке - мне было читать интересно. 





На задней стороне обложки - реклама всякого радио и воспроизводящего записи оборудования: 



Где покупали пластинки? 

В состав фирмы «Мелодия» в разные годы входили 18 Домов грампластинки — оптовых предприятий торговли, распределявших грампластинки, катушки магнитных лент, компакт-кассеты по магазинам страны. Несколько Домов грампластинок было в Москве, РСФСР (в Ленинграде, Свердловске и др.), и по одному — в столицах союзных республик.  

  

Розничная реализация продукции осуществлялась через сеть государственных магазинов, торговые предприятия потребкооперации, сеть киосков «Союзпечать». Часть продукции региональных заводов реализовывалась через местные торговые точки. Грампластинки можно было заказывать по почте. На 1980 год единственной организацией, высылающей грампластинки наложенным платежом, была Апрелевская база посылторга.  

  

У меня напрочь отсутствуют воспоминания о покупке пластинок - ни разу что ли меня не брали в магазин, где продавались пластинки? Вот книги отлично помню как покупали, а пластинки - просто ноль. Мама говорит, что покупала пластинки в "Доме книги", и в "ДЛТ" тоже был отдел пластинок. 

Виды пластинок

Выпускались пластинки твердые и мягкие. Твердые были трех размеров: миньон, гранд и гигант. 

А конверты - помните, когда появились красивые художественные конверты? Совсем не сразу. Выпуск однотипных бумажных конвертов был прекращен лишь в 1984 году, с того времени все конверты стали выходить с художественным оформлением. Пластинка вкладывалась в конверт из тонкой бумаги, и лишь потом в картонный конверт. Были парные конверты, которые раскрывались разворотом, и были комплекты пластинок в картонных твердых коробках с переплетом.

 
* * * 

У нас дома совершенно не было гимнов и политических записей, было совсем немного классической музыки, было некоторое количество эстрадных записей. Основной массив пластинок был детским: песни и сказки. И вот о сказках, а точнее, записанных на пластинки радиоспектаклях, я хочу рассказать особо. 

Радиоспектакли - это не озвучивание книг или пьес, это совершенно самостоятельные произведения, за которыми стоял коллектив профессиональных авторов. Пьеса и музыка писались специально для радиоспектакля, и заняты в них были самые знаменитые артисты. И режиссеры советского детского радиотеатра были мастерами своего дела, их произведения на слуху уже многие десятки лет, как и положено настоящему искусству.

О режиссерах и некоторых радиопостановках - в следующем посте.   
Tags: пластинки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments