vnu4ka (vnu4ka) wrote,
vnu4ka
vnu4ka

Categories:

История детских консультаций в Израиле

Давным-давно я делала для "Букника" материал об израильской сети детских консультаций "Типат халав" ("Капля молока") и выставке, посвященной истории этой организации. Выставка проходила в 2011 году в музее Старого ишува в Иерусалиме. Материал был коротенький и с малым количеством иллюстраций. Захотелось мне рассказать о теме подробно - тем более что теперь наша семья напрямую связана с детскими консультациями: моя сестра Аня перешла из больницы "Адаса" работать медсестрой в такой консультации, занимается ребятишками от самого рождения до возраста 5 лет. Фотографии я взяла с выставки и из каталога, изданного музеем Старого ишува.



Предыстория

Сеть медучреждений "Капля молока" ("типат халав") - это почтенная организация-долгожительница: в 2021 году исполнится сто лет со дня открытия первой консультации в Иерусалиме.

Итак, место действия - Иерусалим, время действия - конец 19 века. В те годы в Иерусалиме было 30000-40000 жителей, из них еврейское население насчитывало 17 000 человек. Потихоньку люди перебирались из Старого города в новые районы, город менялся: приезжал народ, строились дома, открывались магазины и учреждения. Цивилизация добралась и до этого уголка Востока - и вместе с тем в Старом городе усиливалось волнение среди ортодоксального населения: цивилизация - это ведь вместе с улучшениями условий жизни и модерные веяния, опасные для духовной жизни народа. Люди стали закрываться и отказываться от нововведений, боясь дурного влияния.

А тем временем дети рождались - и из пяти родившихся младенцев доживал до года лишь один. Да-да, уровень детской смертности был чрезвычайно высоким: 80 %. Из-за чего? Все элементарно: уровень гигиены (точнее, ее отсутствия) - баня один раз в неделю, общие санитарные удобства, неочищенная вода в колодцах, отсутствие медикаментов. И понятно, что маленькие дети были первыми в очереди "на вылет".

Моше Мерло Левин в своей книге "Нужна только мечта" вспоминает: "В комнатах было темно и смрадно. Младенцы, замотанные как мумии, со связанными руками и ногами "чтобы прямее было", более походили на готовые к отправке бандероли, нежели на людей, которые начинают свою жизнь в этом мире. Глаза детей слезились от чада от печек. Окна были наглухо закрыты, чтобы не просочились микробы с улицы и сквозняки. Как дополнительная защита от всего дурного, на стене висела хамса (амулет). Мухи и мошкара кружили над детьми, но их не отгоняли - такие маленькие, они не нанесут вреда, пожужжат - и будет. Когда у матерей не было молока, чтобы кормить младенцев, они давали им козье молоко, конечно, не прошедшее пастеризацию".

Но это уже родившиеся дети - а как же они рождались? Первым делом - чаще всего дома, больниц было мало, коек не хватало. Приходили повитухи, чаще всего не только без всякого медицинского образования, но не умеющие читать и писать.

На фотографии - повитуха "бобе Розенталь".



Лишь в самом конце 19 - начале 20 века молодые женщины (в основном незамужние - вдовы и разведенные) поехали учиться акушерскому дела в Вену. Через несколько лет они вернулись в Иерусалим с дипломами, и понемногу они заняли место "традиционных" бабок-повитух. Одна из них - известная Мирьям Эстер Гольденберг. На работу - по арабским деревням по вызовам - она ездила на осле в сопровождении своего сына.



"Капля молока"

Организация "Капля молока" была создана в июне 1921 года в Старом городе (Иерусалим) с целью снизить уровень младенческой смертности. В 1910 году Генриетта Сольд приехала в Израиль (тогда еще Палестину) и ужаснулась тому, что здесь творится: уровень медицины был никакой, учреждений здравоохранения толком не было.

В 1913 году две американские медсестры от организации "Дочери Сиона" (первоначальное название организации "Адаса"), Роз Каплан и Рахель Ланд, приехали в Иерусалим. Они поселились в маленьком доме рядом с Батей Унгарин в Иерусалиме, у Меа Шеарим. В том же доме они принимали жителей города, которым нужна была медицинская помощь. Работали в сотрудничестве с докторами Тихо и Каганом, с больницей "Ротшильд" и институтом Пастера. Все прикрылось в 1915 году: во время Первой Мировой войны в Америку уехала одна медсестра, в 1916 году - вторая.

Тогда на замену пришли местные женщины - "Организация еврейских женщин" под предводительством Бат Шевы Кесельман, и вместе с организацией "Адаса" стали заниматься роженицами и младенцами. Женщины не хотели ходить к врачам в больницу "Адаса" за медицинской помощью, они боялись дурного сглаза, ходили слухи, что в больнице врачи разрезают живот и крадут детей, а взвешивать детей отказывались - тоже боясь сглазить.

Работу разделили: медицинские вопросы решали врачи "Адасы", а за роженицами и младенцами помогали ухаживать дома женщины из "Организации еврейских женщин". Они помогали роженицам с бельем, матрасами - тем, у которых не было.

Если с женщинами разобрались с помощью белья и матрасов, то с младенцами все было сложнее. Для того, чтобы их осматривать, взвешивать, как-то следить за их здоровьем, необходимо было оборудование и медкабинеты - а в больницу и женщины отказывались ходить, да и места там для этого всего не было, с трудом ведь больницы справлялись со своими прямыми обязанностями, а уж превентивная медицина...

И тогда было решено открыть пункты детских консультаций сугубо для новорожденных и их матерей. Это случилось 21 июня 1921 года, и первая консультация называлась "Станция для осмотра новорожденных", находилась она в Старом городе. Ее начальницей была Бат Шева Каценельсон.

Итак, начальница есть, консультация открыта - не хватает клиентов: мамы совершенно не спешили нести туда своих детей. Действительно, зачем? Чтобы им там рассказали, что надо улучшить питание и условия? А само питание где брать, когда есть нечего?

Тогда доктор Софрин (из "Адасы" и "Организация еврейских женщин" решили, что консультации должны выдавать мамам молоко. Был выделен бюджет 0,05 лир в месяц на раздачу молока по району. Это была крохотная сумма, и в дополнение к ней женщины с огромным трудом раздобыли еще 3 лиры на молоко для младенцев Старого города. За молоком явилось столько женщин, что их не могла вместить консультация!





Это было уже не козье молоко "из-под козы", это было детское питание, приготовленное под наблюдением врачей, в специальной простерилизованной посуде. Развозил молоко по району "ослиный экспресс" - старый еврей на ослике доставлял молоко 60 детям каждый день!



Старшей медсестрой консультации была Берта Ландесман, которая вела нескончаемый бой с населением. Медсёстры обходили квартиры и приглашали молодых мам в «Типат халав». Но чаще всего их прогоняли разъярённые отцы — иногда криками и ругательствами, а бывало что и палками.

Старшая сестра Берта Ландесман с подчинёнными разговаривала, как генерал на плацу, и её громкий голос разносился по всему Еврейскому кварталу Старого города. Берта требовала от медсестёр невозможного: «Если вас не пускают в дом ни с передней, ни с задней двери — лезьте в окно». Несчастные медсёстры оказывались меж двух огней: с одной стороны упирающиеся матери и сердитые отцы, с другой — неумолимая Берта Ландесман.

Иногда приходилось следовать указанию старшей сестры в буквальном смысле: медсёстры прятались за домом и через заднее окошко упрашивали молодую маму принести ребёнка на осмотр, чтобы измерить рост и вес малыша.

Ландесман была очень изобретательной: она придумала систему поощрения, предлагала детскую одежду и детское питание тем, кто придет в консультацию. В первый свой визит в консультацию мамы сразу получали подарок: жестяной контейнер для хранения бутылочек. На фотографии мамы-героини, согласившиеся прийти в консультацию, с подарочными ведрами!



В 1923 году дела пошли на лад: медсестры заходили в дома уже с парадной двери, на них никто не накидывался с палками. Они обучали молодых мам - показывали, как варить кашу, как остужать ее, как правильно кормить ребенка. Мамы, в свою очередь, приносили детей в консультации на взвешивание. Не сразу, правда - с этим поначалу возникли сложности.

Сначала еврейские женщины наотрез отказывались взвешивать детей. Поначалу медсёстры не могли понять, в чём дело. Позже они узнали, что матери боятся сглаза, ведь сказано в Талмуде: «Нет благословения на том, что взвешено, измерено или подсчитано». И никакие уговоры не помогали, пока в консультацию с визитом не зашёл главный раввин Иерусалима рабби Йосеф Хаим Зоненфельд. Он удостоверился, что детское питание, которое готовят на молочной кухне, кошерно и что детям не причиняют вреда. Раввин объяснил женщинам, что изречение Талмуда не относится к взвешиванию маленьких детей и что от этого дети не начнут худеть и болеть. Тогда многие семьи начали регулярно посещать консультацию — ведь сам рабби Зоненфельд одобрил это начинание.

Консультация в Старом городе



Мамы с ребятишками, пришедшие на занятие в детскую консультацию



Помощь в грудном вскармливании





Учимся стричь ногти



Солнечные ванны под руководством медсестры:



вот еще одно занятие - тут учатся выдавливать апельсиновый сок:



Помощь мамам нужна была не только в приготовлении молочной смеси и каш, но и в прививании элементарных навыков ухода за младенцем - скажем, в плане детской одежды. Младенцев в Старом городе попросту заворачивали в отслужившие свое ненужные старые тряпки. Медсестры же стали объяснять мамам, что детям нужна своя качественная одежда и чистые пеленки.



4 сентября 1922 года был основан "Пошивочный фонд". Каждый вторник с 2 до 4 часов пополудни молодые мамы собирались вместе с сотрудницей "Организации еврейских женщин" и вместе кроили пеленки и шили детскую одежду.







Посмотрим на одежду, которую шили мамы на занятиях?



Одежду шили из того, что было - не до мануфактур. Нижнее платьице пошито из мешка для муки



А вот мешочек для обеда и фартук Алекса Коэна, это 1930-е годы прошлого века



В детских консультациях следили за развитием детей до достижения ими четырехлетнего возраста. А четырехлеткам праздновали "переходный возраст" - это была целая церемония: присылали приглашения именинникам и устраивали праздник с подарками. На праздник велено было прийти с баночкой, в крышке которой должна быть проделана дырка диаметром где-то в 1,5 сантиметра. В дырку торжественно вставлялась зубная щетка и тюбик зубной пасты, а также дарили к этому всему великолепию полотенце. На фотоснимке 1929 года как раз запечатлен такой праздник:



а вот и сама баночка - с выставки:



"Адаса" продолжала следить за здоровьем детей и после четырехлетнего возраста - в школах и хейдерах. Медсестры и врачи посещали учебные заведения, осматривали детей, проводили занятия, на которых рассказывали о важности гигиены: что надо чистить зубы, расчесывать волосы, мыть руки... Медсестра рассказывает о важности чистки зубов:







1939 год









Раздача рыбьего жира в школах



Начиная с 1924 года ежегодно проходили "Недели здоровья", во время которых проводились мероприятия в школах и для широкой общественности. Цель мероприятий - привитие навыков гигиены с помощью разных лекций, занятий, выставок.







Проводились так же "разовые" занятия на актуальные темы. К примеру, вот фотография 1929 года с занятия по борьбе с трахомой, очень коварному заболеванию, приводящему к слепоте. В распространении трахомы большую роль играют условия жизни населения и уровень его санитарной культуры. Перенос возбудителя инфекции осуществляется прямым и косвенным путём: через руки, одежду, предметы гигиены, загрязнённые выделениями - привет гигиене Старого города... На фотографии народ получил чистое белье, баки для кипячения, тазы.



В 1925 году была организована первая игровая площадка американки Берты Гугенхайм. Берта во время своего визита пришла в ужас от внешнего вида детей Старого города, и решила взять дело в свои руки: построила в Старом городе игровую площадку, куда пускали только тех, кто помыл руки и расчесал волосы, а также раз в три месяца проходил осмотр у доктора (на наличие парши, гулявшей тогда по стране). Со временем "площадки Берты Гугенхайм" были построены и в других городах страны.





Фотография медсестер консультации Л. Клейнеман и Ш. Мизрахи вместе с пациентами "Капли молока" и доктором Хаимом Яски, главврачом "Адасы":



Лея Клейнеман, медсестра в филиале "Капли молока" в Старом городе, писала в своих воспоминаниях:

«Когда мы смотрим на солдат Армии Обороны Израиля, гордо шагающих на параде в День независимости, мы видим здоровых и сильных детей, выращенных нами. Это — заслуга медиков и работников детских консультаций «Типат халав».
Tags: история Израиля
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments