vnu4ka (vnu4ka) wrote,
vnu4ka
vnu4ka

Categories:

Белз: история еврейской общины

В июне я побывала в иерусалимской синагоге Белз в рамках экскурсии Инны Чернявской "Иерусалимский свет - земной и небесный". Синагога Белз - это самая грандиозная синагога в Иерусалиме, но не только и не столько в плане архитектурном. В основном ее уникальность - это история общины Белз. И также невероятно интересна жизнь общины, которая вращается вокруг синагоги, сердца хасидского двора. Экскурсию непосредственно по синагоге вел Иехезкель Фридман, белзский хасид и общинный экскурсовод.

Я давно хотела осмотреть эту синагогу подробно и внимательно. Я очень благодарна Инне Чернявской за возможность присоединиться к этой редкой экскурсии, за то, что я смогла познакомиться поближе с этой общиной, рядом с которой жила несколько лет подряд, но наблюдала их лишь издали. Собственно, и в синагоге этой я бывала ранее, но только в субботу, без возможности сфотографировать ее интерьеры. Инна, огромное спасибо!

Рассказ поделю на две части: в первом посте будет история города Белз и еврейской общины, а во втором - прогулка по району, где живут представители белзской общины в Иерусалиме, и осмотр синагоги Белз.



Кто такие "хасиды"

Два слова о том, кто такие хасиды и чем они отличаются от литовской общины ("митнагдим"). Хасидизм - это одно из основных течений в иудаизме, распространившееся в Польше и на Украине в 18 веке. Одна из отличительных особенностей хасидизма это создание хасидских дворов в разных местечках и городах, где были еврейские общины. В хасидской общине был Ребе, глава общины, и вокруг него собирались его ученики и последователи. Они отличались от литовских общин подходом к изучению Торы, толкованием определенных философских граней иудаизма, одеждой, традициями, связанными с общинной структурой (поездки к Ребе на праздники, участие в "тише" - застолье у Ребе)...

Хасидские дворы существуют и поныне, но после войны и Холокоста они переместились в Израиль и Америку. Хасидских общин в историческом смысле в Польше и Украине сейчас нет.

Нынешние хасидские дворы именуются по названиям местечек, из которых вышли их предки: хасидский двор Вижниц (по названию городка Вижница в Буковине) и община Гур (из польского города Гура-Кальвария), есть хасиды Бреслав (из поселка Брацлав, Винницкая область, Украина). Хасидских общин десятки: Карлин-Столин, Александров, Рыбниц, Рахмистривке, Любавич, Сатмар, Цанз, Боян, Надворна, Слоним, Бобов, Садигура, Лелов, Сквира, Тольно, Мункач...

Хасидский двор Белз - второй по величине после хасидского течения Гур. Хасиды Белз живут во многих городах Израиля: в Иерусалиме, Бней Браке, Тель-Авиве, Кирьят Гате...

Ведет свою историю эта община издавна, аж с 15 века. Важно отметить, что существуют два места с названием Белз: Бельцы в Молдове и Белз на Украине. И известную еврейскую песню "Майн штетеле Белз" вполне можно петь про оба этих города. Но та хасидская община Белз, о которой речь в этом посте, происходит из украинского Белза, что в Львовской области.

* * *

История еврейской общины города Белза

История городка Белз уходит корнями в далекое прошлое, это один из древнейших городов на Западной Украине. Первое упоминание о нем относится к 1030 г. Город много раз переходил "из рук в руки", находился на территории разных стран. В 16–18 вв. — это центр Белзского воеводства в Речи Посполитой, в 1772–1918 гг. — это уже провинция Галиция в составе Австрийской империи, в 1919–39 гг. и 1945–51 гг. Белз входит в состав Польши. По договору от 15 февраля 1951 г. об обмене территориями между СССР и Польшей — в составе Украинской ССР (Львовская область).

Первые упоминания о белзских евреях относятся к 1469 и 1494 годам. В 1570 году в городе уже было 20 — 25 еврейских семей, были построены деревянные синагога, микве, другие общинные здания.



улицы старого Белза



Династия раввинов Рокеах

Шолом Рокеах, ученик Яакова Ицхака ха-Хозе («ясновидящего») из Люблина, родившийся в 1783 г, был раввином в Белзе в 1817—1855 годах, и был признан цадиком (праведником), духовным предводителем течения.

О рабби Шоломе Рокеахе хасиды рассказывают следующую историю. Он и его два друга дали обет бодрствовать в течение тысячи ночей подряд, и посвятить эти ночи изучению Торы. После нескольких сотен ночей друзья сошли с дистанции, но рабби Шолом Рокеах выполнил обет до конца. В последнюю ночь из тысячи ему явился пророк Элияу, и они вместе учились в хавруте (парой) до самого утра. Изучали они законы постройки синагоги. Пророк Элияу передал ему тайны строительства синагоги с точки зрения связи с Иерусалимским Храмом. И рабби Шолом Рокеах пообещал, что в том городе, где он станет раввином, то непременно построит синагогу именно так, как его научил пророк Элияу.

В 1817 рабби Шолом Рокеах стал раввином в городе Белз. Белз стал одним из центров хасидизма в Галиции и резиденцией собственной хасидской династий, к хасидскому двору тянулось множество людей, многие становились последователями этого движения.

В 1828 г. началось строительство Большой синагоги. Рабби Шолом - а тогда он уже назывался Адмором (так хасиды называют своего Ребе - "адонейну, морейну верабейну", "господин, учитель и раввин наш") - самолично работал на стройке в течение всех 15 лет строительства. И в 1843 г. большая синагога Белз была открыта!

Это было огромное здание, настолько выдающееся, что его изображение красовалось на многих открытках.



Изображения интерьера синагоги не сохранились, но есть визуализации, составленные по воспоминаниям и описаниям очевидцев:



В 1855 году адмор Шолом Рокеах скончался. После него главой хасидута стал его младший сын рабби Иошуа (1825—1894). В 1894 году бразды правления общиной принял внук первого адмора, рабби Иссахар Дов Рокеах (I) (1854—1926). Он стал третьим белзским ребе. Четвертым адмором стал рабби Аарон Рокеах (1877—1957), и сейчас общину возглавляет пятый ребе Иссахар Дов Рокеах (II).

Еврейская жизнь в Белз

Белз был типичным еврейским городом с хасидской общиной. В течение многих лет более половины населения Белза были евреями (в 1914 г. в городе проживало около 3600 евреев, тогда как украинцев было 1600 человек, поляков - 900). Люди работали, ходили на молитвы и собрания, женились, воспитывали детей... Еврейский центр был впечатляющим: огромная синагога



Бейт Мидраш ("дом учения"), Талмуд Тора (школа для мальчиков), общественные организации... Здание на снимке левее синагоги - это бейт мидраш



Эта фотография не из книги, поэтому подписи к ней нет. Предположу, что это дом адмора, т.к. именно из этого здания выходят похороны третьего ребе из Белз на снимке 1926 г.



Каждое утро шамаш (служка) будил людей на молитву - стучал по ставням



Мальчики ходили в хейдер и в ешиву





Люди торговали в лавках на старом городском рынке. Большая часть магазинов на рынке принадлежала евреям. Магазины располагались прямоугольником вокруг рыночной площади, все под одной сплошной крышей - этакий гостиный двор.



Рекламное объявление из старых газет: "Фабрика копченого мяса в Белзе"



Белзская винодельня реб Залмана



Хасиды держались своих раввинов и учителей (на фото в центре, в меховом штраймле - третий ребе Иссахар Дов Рокеах)



приходили на тиш к Ребе



Старались получить его благословение, приезд раввина такого масштаба в любой город - это большое событие, и все евреи старались прийти, увидеть знаменитого человека, получить его благословение



Вот как выглядела Белзская синагога в 1907 году, практически перед Первой мировой войной.



Белз во время Первой мировой войны

Во время Первой мировой войны русская армия заняла Белз (в то время часть Австрии), и город был сожжен и разрушен вместе с хасидским двором. Семья Адмора и окружение покинули свои дома и бежали в Венгрию. На снимке времен Первой мировой войны видны пустые улицы, солдаты, охраняющие вход в здание



в синагоге был военный госпиталь



После окончания войны жизнь в городке снова наладилась. Вот несколько фотографий хасидских будней тех лет: 1923 г, третий белзский ребе во время поездки в Мариенбад (это Чехия, сейчас город называется Марианске-Лазне)







В 1926 году умер третий белзский ребе Иссахар Дов. На его похороны собрались тысячи человек.



Были изданы брошюры в память о скончавшемся адморе



газетные сообщения: "Бельзский раввин, рабби Иссахар Дов Рокеах, скончался в возрасте 75 лет"





некролог



Общиной начал управлять его сын, рабби Аарон Рокеах, четвертое поколение адморим из династии Бельз.



На его годы пришлось самое страшное время для еврейской общины Белза: Вторая мировая война и Катастрофа европейского еврейства.

Вторая мировая война

В сентябре — конце октября 1939 года, когда началась война, Польшу, в составе которой был город Белз, поделили между собой Германия и СССР. Белз оказался на немецкой территории, и по соглашению между Советским Союзом и Германией в октябре 1939 г. советские войска покинули Белз.

В последний день праздника Суккот в Белзе стало известно, что немецкие войска оккупировали город. Глава общины адмор Аарон Рокеах объявил, что нужно срочно спасаться. И на следующую ночь все белзские евреи до единого человека перешли на другой берег реки Солокии, притока реки Буг. Они оказались за границей, на советской стороне.

Оккупационные власти согнали в Белз евреев из ближайших населенных пунктов. В нём был создан еврейский рабочий лагерь. На снимке виден еврей из Белза, которого украинец-полицай заставляет громить еврейские могилы на кладбище



2 июня 1942 г. из Белза в концентрационный лагерь Собибор были депортированы около тысячи евреев. Оставшиеся евреи были загнаны в трудовой лагерь на сельхозработы. После сбора урожая в сентябре их всех — около 500 - тоже отправили в Собибор. Все они были уничтожены.

А что же стало с теми, кто перешел границу? Они оказались в Советском Союзе, который тоже не ждал евреев в таких количествах с распростертыми объятиями. Вся община укрылась в разных местечках по углам. У всех большие семьи, к примеру, адмору Аарону Рокеаху было 60 лет, у него было девять детей, десятки внуков - и такие семьи были у всех. Им было во много раз сложнее скрываться, чем одному человеку или небольшой семье. К тому же немцы выслеживали еврейские семьи и убивали всех, кого удавалось поймать. Особо разыскивали руководителей общин - вот портрет белзского раввина Аарона Рокеаха на страницах немецкого журнала "Шторм"



За годы войны практически все члены общины Белза погибли. Вот список, подготовленный для еврейской организации "Джойнт": двадцать человек из Белза, выживших в годы Катастрофы



Из всей огромной семьи Рокеахов в живых остались два брата: сам адмор, Аарон Рокеах, и его брат рабби Мордехай. Ни жен, ни детей, ни внуков - погибли все.

Еврейский город Белз перестал существовать. Фашисты смели с лица земли огромную общину, которая процветала веками. Практически все еврейские общественные здания были взорваны (снимок 1941 года) и разобраны впоследствии на стройматериалы.



Возрождение общины Белз в Израиле

Осиротевшие братья рабби Аарон и рабби Мордехай в 1944 году перебрались в Израиль через Польшу и Венгрию.



Они поселились в Бней-Браке, а с годами центр белзского хасидизма переместился в Иерусалим. В Израиле братья стали возрождать общину заново. Их целью было отстроить хасидут во всем его великолепии, создать новые семьи, новые поколения бельзских хасидов. Оба брата женились после войны заново. У адмора во втором браке не было детей (он воспитывал двух детей своей второй жены), а у его брата рабби Мордехая родился в 1948 году сын. Это была необыкновенная радость: рождение наследника династии Белз! Назвали мальчика в честь деда, Иссахаром Довом.

Но спустя полтора года отец ребенка умер. И маленький Иссахар Дов воспитывался в доме дяди, адмора Аарона Рокеаха. В 1957 году, когда ребенку было 9 лет, скончался адмор, рабби Аарон Рокеах. И бельзская община, которая только-только начала подниматься, снова осталась без лидера. Казалось, что этому хасидскому двору пришел конец, у него нет будущего.

Когда мальчику исполнилось 13 лет, все увидели, что он необыкновенно зрел и талантлив и как ученый человек, и как руководитель. В возрасте 17 лет он женился, а в возрасте 18 лет стал адмором хасидского двора Белз, и руководит им по сей день, вот уже 49 лет.

Город Белз сегодня

Что мы увидим в городе Белз, если приедем туда на экскурсию? Белз - это крохотный украинский город в Сокальском районе Львовской области. В 2011 году его население составило всего 2359 человек. От огромной еврейской общины не осталось ничего. Здания синагоги, бейт мидраш и талмуд тора были взорваны в годы войны. Сохранилось здание миквы, здание общества по опеке за нуждающимися "Йишрей лев"



и несколько могил на еврейском кладбище.



Все так же течет река Солокия, но на ее берегах в день еврейского Нового года уже не звучат слова молитвы "Ташлих"



Рыночная площадь сейчас выглядит вот так:



В 1970-х годах в городе ещё жили евреи и была одна синагога. В конце 1990-х гг. почти все евреи Белза репатриировались в Израиль или эмигрировали в другие страны. В 2006 году в городе жили два еврея - вот и все еврейское население...
Территория старого еврейского кладбища обнесена забором, есть табличка



За могилами ухаживают хасиды, которые приезжают в Белз помолиться на могилах раввинов





Они открыли в Белз гостиницу для паломников, привели в порядок кладбище





которое в 80-е годы выглядело гораздо хуже



Вот могилы адморов Белза: могила рабби Шолома Рокеаха



Могила рабби Иеошуа Рокеаха



Могила рабби Иссахара Дова (I) Рокеаха



На религиозных новостных сайтах я нашла фотографии с посещения могил Белзских раввинов нынешним адмором Белз и его хасидами в 2013 году.









Нынешний адмор Белз у могил



Члены общины свято хранят каждую крупицу памяти о своих предках! Обозначены места, где стояли здания еврейской общины: синагоги и бейт мидраша



Дневная молитва Минха на том месте, где раньше стояла синагога Белз



Община Белз в наши дни

Нынешний пятый адмор династии Рокеах, рабби Иссахар Дов (II) вот уже 49 лет руководит общиной Белз, возрожденной из пепла Катастрофы. Сегодня хасидский двор Белз насчитывает 9 000 семей, а общее число хасидов составляет около 40 000 человек. Это вторая по величина хасидская община Израиля.



Адмор Иссахар Дов (II) считал своим долгом построить новую большую синагогу в память о той, которую воздвиг в Белзе его предок, рабби Шалом Рокеах. В 1986 году началось строительство синагоги, которое продлилось до 2000 г. Сейчас синагога Белз - одна из самых крупных и грандиозных синагог Иерусалима.



В следующем посте мы совершим экскурсию по иерусалимскому району Белз и подробно осмотрим синагогу.

Я хочу закончить пост еврейской песней "Майн штетеле Белз" ("Мое местечко Белз"). Эта песня была написана композитором Александром Ольшанецким и поэтом Яковом Якобсом в 1932 году в Нью-Йорке для спектакля "Песня из гетто", за несколько лет до того, как еврейская община города была уничтожена. Песня оказалась пророческой, уже нет там ни домика, ни деревьев, посаженных руками еврейских жителей города. Неясно только, о каком городе поётся в песне: Белз в Польше (теперь - Украине) или Бельцы в Молдове. Скорее, о втором, т.к. певица Иза Яковлевна Кремер, для которой была написана песня, родом из молдавского города Бельцы. В любом случае, судьба еврейских городов в Европе сложилась так одинаково страшно, что слова песни подходят сотням из них, а не только двум городам Белз.

Песню поставлю в двух исполнениях: первое - исполнение сестер Берри



второе - предположительно исполнение американского певца Менди Патинкина



- Расскажи мне, Алтер,
Расскажи мне поскорее,
ибо я хочу знать всё сейчас:
как выглядит домик,
что однажды сиял?
Растёт ли ещё деревце,
что я посадил?

- Домик стар,
зарос мхом и травой,
старая крыша развалилась,
Окна без стекол,
Крыльцо покосилось,
Стены обветшали,
Ничего уже больше не узнаешь.

Бэлц, мое местечко Бэлц,
Мой домик, где я провел
детские года.
Что было в Бельцах
в моём местечке Бэлц,
В бедном домишке
со всеми детишками смеялись,
Каждую Субботу я бежал
прямо с молитвой туда,
чтобы посидеть под зелёными деревьями,
чтобы читать у реки.

Бэлц, мое местечко Бэлц,
Мой домик, где я провел
детские года.
Бэлц - мое местечко Бэлц,
Мой домик, где я оставил
множество красивых снов.

Источники материалов к посту:

1. "Tel Talpiot" - город Белз и его великолепие. Иерусалим, 2010 г.
2. http://boris-mavlyutov.livejournal.com/81117.html
3. http://varandej.livejournal.com/422786.html
4. Новостной сайт Ладаат
5. Новостной сайт Бехадрей хадарим
6. Еврейская Вики-энциклопедия
Tags: Холокост, выставки-музеи-экскурсии
Subscribe

  • "Крутой маршрут" Е. Гинзбург

    К Дню памяти жертв политических репрессий.  В нашей семье не было репрессированных - на удивление. Мы с мамой не раз обсуждали это - было многое:…

  • "Колоски" (Pokłosie), Польша, 2012.

    Очень хороший фильм "Колоски" (Польша, 2012) я посмотрела недавно на занятии курса "Кинематограф рассказывает Катастрофу". Как я писала уже не…

  • Прочитанное: Исаак Башевис-Зингер "Раб"

    Некоторое время назад я ходила в театр "Гешер" на спектакль "Раб" и делала о нем подробный пост. Спектакль мне понравился-непонравился, вышла из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • "Крутой маршрут" Е. Гинзбург

    К Дню памяти жертв политических репрессий.  В нашей семье не было репрессированных - на удивление. Мы с мамой не раз обсуждали это - было многое:…

  • "Колоски" (Pokłosie), Польша, 2012.

    Очень хороший фильм "Колоски" (Польша, 2012) я посмотрела недавно на занятии курса "Кинематограф рассказывает Катастрофу". Как я писала уже не…

  • Прочитанное: Исаак Башевис-Зингер "Раб"

    Некоторое время назад я ходила в театр "Гешер" на спектакль "Раб" и делала о нем подробный пост. Спектакль мне понравился-непонравился, вышла из…