vnu4ka (vnu4ka) wrote,
vnu4ka
vnu4ka

Categories:

Серия израильских марок "Возрождение еврейского мореплавания"

Израильское мореплавание начало развиваться с наступлением периода Британского мандата в Палестине. Пока существовала Оттоманская империя, не было необходимости в развитии флота, но когда в Израиле появились англичане, местного производства и сельскохозяйственной продукции стало не хватать. Иностранные суда привозили импортные товары, и евреи поняли, что это хорошее время вступить в игру: начать развивать свой флот.

Так, в период между Первой и Второй мировыми войнами началось развитие израильского торгового, а впоследствии и военного флота. Дело пошло хорошо: были запущены несколько морских линий в Средиземном и Черном морях. Возникла необходимость воспитывать кадры: открылись две морские школы.

Серия израильских марок "Возрождение еврейского мореплавания" рассказывает о судах, людях и организациях, об истории израильского флота. В серии вышли 3 марки номиналом 3 шекеля, набор картмаксимумов и конверт первого дня. Рассмотрим их подробно!

Открытка №1. Hehalutz, 1919, Jaffa.



Это смешное суденышко — основа и начало израильского флота. Имя его переводится как "пионер". Сначала это был парусник, который превратили в «моторную лодку» с мощностью в 30 л.с., добавили удобства: 2 пассажирские каюты.
В начале 20-х гг., когда с транспортом было плохо, судно возило грузы и пассажиров из Яффо (Палестина) в Александрию (Египет). Обслуживал корабль экипаж из 4 человек: капитан-египтянин и 3 матроса, младшего из которых звали Ирмеяу Гальперин. Кстати, отец Ирмеяу, Михаэль Гальперин, был основателем движения "Ашомер" и еще во время Первой алии (первой большой волны современной иммиграции еврейского народа в Палестину, в конце 19-начале 20 в) говорил о необходимости создания еврейского флота в целях репатриации евреев в Палестину.

На марке мы видим берег города Яффо, порта приписки судна "Эхалуц", само судно, а на купоне еще один корабль под названием "Гозаль" ("Птенец"), и портрет капитана этого судна. Имя у капитана очень интересное: Зээв Аям. (в переводе - Морской волк).



Зээв Аям родился в Одессе в 1901 году. Звали его Володя Ицкович. В 1924 году он закончил одесское училище для морских кадетов, присоединился к организации "Ашомер Ацаир" и в этом же году уехал в Израиль. Здесь он сменил имя Владимир на еврейское имя Зээв (что в переводе значит "волк", это и сейчас популярное имя), а в качестве фамилии взял то слово, которое было ему ближе всего: море. Получилось звучно: Морской волк.



Зээв был среди организаторов кибуца Афиким, который изначально назывался "Кибуц Ашомер Ацаир СССР", а также среди основателей израильской организации "Йордей ям Звулун", которая занималась привлечением молодежи к морской службе, воспитанием и обучением юных моряков.

Зээв служил на грузовых судах, которые курсировали между Палестиной и Бейрутом, Триполи и Александрией до тех пор, пока владелец цементного завода "Нешер" по фамилии Полак (из Хайфы) не купил грузовое судно "Гозаль" ("Птенец"). Капитаном на "Птенце" стал Зээв Аям. Было это в 1928 году, и до 1932 года "Птенец" с Морским волком успешно возили цемент, а потом "Птенца" продали (производство цемента на тот момент оказалось нерентабельным).

Зээв Аям, оставшись без работы, уехал в Англию, где решил закончить образование, но так и не смог получить звание капитана, будучи палестинским подданым.

Во время Второй Мировой служил в рядах британской армии, после войны участвовал в основании "Дельфина", морской части "Аганы" (в будущем израильской армии Цааль) - основы израильского военного флота.

Был автором книг по мореплаванию и по истории еврейского и израильского мореходства. Умер в 1977 году. Его дом (Хайфа, ул. Шимшон) привлекает морским дизайном: маяк у входа в дом, штурвал на ограде.

* * *

Открытка №2. Sara A, 1935, Haifa.



Главный герой этой открытки — капитан Ирмеяу Гальперин (помните матроса с открытки № 1?). Он родился в Смоленске в 1901 году, в 1913 приехал в Палестину. Выпускник тель-авивской гимназии "Герцлия".



В 1934 году организовал в Италии, в Чивитавеккье, школу юнг, для которой и приобрел парусник «Сара А.» (имя кораблю дали в честь жены спонсора школы, Сары Киршнер. Почему "А"? Супруга спонсора пожелала увековечить в имени парусника память Сары Ааронсон, героини еврейского подполья в Палестине). В ходе обучения кадеты получили сертификаты для переезда в Палестину, и в 1936 году "Сара А." с кадетами на борту торжественно прибыла в Израиль.



Корабль курсировал между Палестиной и Италией. В 1937 году «Сара А.» попала в сильный шторм рядом с островом Корсика, и корабль наткнулся на риф. Всех людей с корабля успели снять с тонущего судна. Капитан Гальперин покинул судно последним, когда понял, что корабль спасти не удастся.

На купоне марки - эмблема израильской организации "Йордей ям Звулун", о которой я упоминала выше. Организация занималась привлечением молодежи к морской службе, воспитанием и обучением моряков. Сотни членов этой организации, учеников морской школы, прошли путь от юнг до старших чинов, многие стали капитанами судов.

Перевод названия организации мне сложно перевести гладко на русский язык, но попробую: "йордей ям" означает "мореходы", а "Звулун" - это имя одного из двенадцати колен израилевых, надел которого располагался на берегу моря. И люди из колена Звулуна занимались торговлей, отправляясь в морские путешествия.



* * *

Открытка №3. Har Zion, 1935, Tel-Aviv.



Пароход «Ар Цион» («Гора Сион») перевозил грузы и людей, и был шикарным судном для того времени! (1935г.) Принадлежал судовой компании "Palestine Maritime Lloyd Ltd", и был грузо-пассажирским судном. Корабль был куплен в Италии и ранее назывался "Risveglio". Вмещал 110 пассажиров.

После смены владельца стал называться «Ар Цион» («Гора Сион»), и под предводительством капитана Эриха Гиршфельда прибыл в Палестину. "Ар Цион" ходил по маршруту Хайфа-Стамбул-Констанца. Экспортировали на нем цитрусовые, и импортировали дерево и мясо.

Корабль затонул в 1940 году от немецкой торпеды. 17 моряков погибли, спасся один кочегар-киприот. В Израиле есть памятник морякам, погибшим на этом корабле.

На марке — портрет капитана корабля Эриха Гиршфельда.



На купоне марки мы видим, кроме рисунка корабля, портрет и эмблему. Начнем с эмблемы.

В 1937 году на борту корабля «Ар Цион» состоялось первое собрание организации "Хевель Ями ЛеИсраэль" (ХаИЛь). Вместе с организацией "Йордей ям Звулун", она занималась подготовкой морских кадров. Организация просуществовала до 1997 года, правда, после создания государства Израиль занималась уже не обучением моряков, а возглавляла небольшие клубы морских видов спорта.

Ученики морской школы на уроке гребли. Река Яркон, 1939 г.



Ежемесячно выпускала журнал, который писал на темы мореплавания. Обложку такого журнала от апреля 1950 г. я нашла в Википедии. Эмблема на обложке:



Среди основателей этой организации был инженер Эмануэль Товим. Товим родился в России в 1897 году. Получил техническое образование в Военно-морской академии в Петербурге и в 1922 году приехал в Израиль. Его портрет - справа на купоне марки.

Поначалу Товим преподавал в хайфском Технионе, но в 1928 году присоединился к руководству организации "Звулун", а впоследствии и к организации "Йордей ям Звулун", о которой я писала выше.

Эмануэль Товим во главе колонны учеников морской школы. В годы Британского мандата



Но море было его любовью и, так сказать, хобби. Параллельно со своей "морской" деятельностью Товим еще и работал: был известным предпринимателем того времени. Он возглавлял силикатный завод в Тель-Авиве, основал "Ивритскую мореходную компанию", где во время плаваний морякам преподавали иврит. Основал "Производственный банк" ("Банк Атаасия") и работал его директором. В течение нескольких лет возглавлял организацию по развитию Тель-Авива. И активно работал в организации "Хевель Ями ЛеИсраэль" со дня ее основания.

Эмануэль Товим погиб в 1950 году в Тель-Авиве: его сбила машина.

Товим вместе с капитаном британского флота Г.О. Лидекером



Ну и в заключение - конверт первого дня, очень красивый!

Tags: Почта Израиля, марки, открытки, флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дела пардес-ханские

    С вами Лизочко, корреспондент "Пардес-Ханского вестника". Краткая сводка новостей за отчетный период. Отцвели уж давно бомбаксы в саду (они же…

  • На Голанах

    Месяц назад мы с Томой провели выходные на севере, поехали на Голаны. Было много всего замечательного, и я покажу все это в отдельном посте. А сейчас…

  • РеЛевант: "Это не наш праздник"

    И снова мой текст на РеЛеванте -  о весенних днях памяти и Дне независимости: "Это не наш праздник".  Приехав в Израиль в 1994 году по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments