vnu4ka (vnu4ka) wrote,
vnu4ka
vnu4ka

Мы учим русский язык. Первый месяц занятий.

Про наш "литературный кружок" я уже писала. Веду "дневник чтения", и это оказалось очень увлекательным делом - не просто читать, а еще и обсуждать, что-то по дороге смотреть, находить дополнительные материалы и т.д. Это наше послешкольное, вечернее занятие.

В компанию к чтению по инициативе моих детей у нас открылся "кружок русского языка". Дети попросили заниматься с ними не от раза к разу, а как-нибудь регулярно, чтобы они начали грамотно писать. Да-да, посыл звучал именно как "писать без ошибок", чтобы не стыдно было в России :)

Поскольку дело было в Екатеринбурге, это оказалось очень удобным: я подошла в ближайший "Читай-город", вооружилась табуреткой и стала просматривать полку учебников русского языка. Решила начать со второго класса - кое-какая база у детей есть: они хорошо читают, пишут письменными буквами, и когда-то мы уже занимались по учебникам 1 класса, правда, это было давно и бессистемно.

Больше всего мне понравился учебник Канакиной, к нему шли рабочие тетради, и всякая вспомогательная литература. Стоили они дурных денег, поэтому мы их заказали на Лабиринте.

Вот уже месяц мы занимаемся русским языком (первый урок был, как положено, в начале сентября - но потом мы переключились на операцию, и занятия прервались). Но после больницы начали заниматься регулярно. У нас нет определенных дней и часов, бывает, что занимаемся несколько дней подряд, бывает, что пропускаем несколько дней - в зависимости от самочувствия, школьной загрузки и т.д.

Детального дневника занятий, как в книжке Звонкина "Малыши и математика", у меня нет, но все же я стараюсь разные примечательности фотографировать, сканировать или записывать. Заниматься мне с девчонками очень интересно, масса впечатлений!

Занимаемся мы после обеда, ну а поскольку это время полдника, то совмещаем: яблоки, морковка, иногда фруктовое пюре или йогурты.



Итак, первый месяц занятий. Вот наши книги: учебник для 2 класса в 2 частях (к нему прилагался диск с играми по грамматике), рабочие тетради, тетради для контрольных работ, пособия вспомогательные для меня: раздаточный материал, пособие с поурочными разработками, сборник диктантов и самостоятельных работ.

Покупала, зная, что наши занятия отличаются от школьных, и возможно, в методические пособия я загляну пару раз всего - но оценить сразу сложно, что понадобится, а что нет. Без шишек тут не обойтись.



Кроме этого, у нас есть дополнительные книги, которые подкупались в разное время, и сейчас в той или иной степени пригождаются. Это:

- букварь (с него удобно списывать прописные буквы, когда случайно забудешь, как какая-то буква пишется...)

- книга для чтения "Живые странички" (позже покажу, где она полезна)

- Тетрадь для закрепления знаний - еще одна рабочая тетрадь. Увидела, что разнообразие рабочих тетрадей с разным дизайном, стилем заданий и т.д. нравится девочкам. Все время по одному пособию заниматься скучновато, вносим разнообразие.

- занятные книжицы "Русский язык в кроссвордах". Сборники построены на идее, что слова можно просто запомнить визуально, как они пишутся, в процессе игры. Не знаю, так ли это на самом деле, но порешать кроссворды не повредит.

- две книжки "Правила и упражнения по русскому языку" и "Контрольные и проверочные" тоже купила на всякий случай, и пользуюсь ими, когда упражнений по какой-то теме в учебнике немного, или хочется их разнообразить.

- "Карточки по письму и чтению" были куплены сто лет назад, можно было бы без них обойтись - но раз уж они есть, пользуемся и ими.



Занимаемся мы в основном по учебнику - текстики, небольшие упражнения в рабочей тетради и просто в тетрадках. Первые темы - какие бывают виды речи, и тема "Текст. Части текста". Конечно, пока непосредственно к грамотности эти темы не имеют отношения, и меня уже спрашивали - зачем эти отвлеченные темы иностранным детям, почему не сразу начинать с "Ча-Ща пиши с А"?

Но я решила, что во-первых, чтобы менять методику, надо обладать неким опытом, а если опыта нет, то лучше слушаться старших ничего не менять, во-вторых, мне просто удобней работать по порядку по учебнику, а в третьих - любые упражения, письмо, списывания - это все только в плюс пойдет. Невозможно только зазубривать правила, владение языком состоит и из умения красиво писать, уметь списывать внимательно и т.д.

Учебник, надо сказать, меня поначалу удивил. Впала в ступор при виде первой страницы и судорожно стала соображать, что такое "говорение" - неужто есть такое слово???



Увидев "говорение" напару со "слушанием", пошла читать выходные данные и аннотацию в начале книги. Тут же споткнулась о государственный образовательный стандарт начального общего образования. Образовательный стандарт образования? Поздравляем, как любит говорить anni_lj, мы выиграли главный приз...



Кроме рабочих, как я уже упомянула, есть у нас просто тетрадки. Там мы делаем упражнения из учебника - вот здесь надо было из предложений, записанных не по порядку, составить текст. Концовку Лея недоуменно досочинила от себя - действительно, зачем на цветы расстарались? :))



туда же я вклеиваю задания из остальных книжек. Например, кроссворды. Удивительно: думала, что слово "колхоз" дети знать не будут. На деле затруднились со словом "садовод", а вот "колхоз" написали бодро.



Как мы пользуемся книгой для чтения "Живые странички"? Книга эта предназначена для чтения ребятами, которые освоили букварь. Там коротенькие тексты и стихи. Их мы переписываем - оказалось, что списать текст не так уж просто: то буква теряется, то целая строчка, то знаки препинания.

Иногда бывает "бунт на корабле" и Рухама не хочет писать письменными буквами. Ну не хочет - пишет как хочет :) Главное, чтобы без ошибок.



а иногда пишет красиво и старательно!



в тетради мы вклеиваем задания из книги "Карточки по письму и чтению". Задания скучноватые, и мы их стараемся сделать поинтереснее. Вот например задание: записать несколько слов с буквами Я, Ю, Ё, Е. Я задание усложнила: написать на каждую эту букву слова, где они были бы в начале, в середине и в конце. Это писала Рухама. Удивили меня слова "медовуха", "фондю", "дебют" - молодец! :)



а вот творческий подход к заданию из Тетради для закрепления знаний. Рухама:



Лея меня просто сразила своим вариантом пословицы "Цыплят по осени...." - долго удивлялась, почему я смеюсь. Ведь правда, - объясняла она, - как раз к осени они подрастут, вот и самое время их употребить!



Еще мы учили тему про мягкий знак. Хорошо подошла картинка из книги А. Шибаева "Язык родной, дружи со мной". А к картинке про мягкий знак девочки придумывали слова с мягким знаком и рисовали их. Это Леина тетрадка:



про мягкий знак мы писали диктант, это задание из книжки "Правила и упражнения по русскому языку". Надо было изменить слово по схеме и разбить на слоги. Здесь мы учили, что мягкий знак всегда цепляется к предыдущему слогу:



а вот это упражнение разозлило Рухаму.



как надо изменить по схеме слово "ОЛЕНИ" - оленьки?



Когда мы учили тему "Текст", то прочитали про понятие "красная строка". Тут привлекли дополнительный материал - из книги "Сказ о друкаре Иване и его книгах" Евгения Осетрова. Так сразу понятнее, что это за красная строка



Вот это упражнение повергло меня в тоску и уныние. Текст тоже по теме "Мягкий знак" - но неужто нельзя было придумать более веселый текст про мягкий знак? Второй класс все же.



Рухама читала его вслух с комментариями, а мы вокруг все просто лежали:

У Ольги сильная боль в животе. (Рухама: Знакомая картина!)
Больную отвезли в больницу. (Подозреваем аппендицит?)
Болезнь оказалась очень тяжелой. (Значит, аппендицитом не обошлось...)
Ей выписали больничный лист. (И это все, что ей выписали????)
Оленьку уложили в постель. Ей не разрешили вставать раньше срока. (И у нее образовались пролежни!)

К этому удручающему тексту я решила подойти творчески. И предложила детям придумать заглавие и какой-нибудь конец. Почему-то была уверена, что конец будет хорошим - но не тут-то было! Дети с жаром принялись за работу.

Текст Леи про халатность врачей и распространившуюся опухоль я приводить не буду - а то приедет социальная служба. Зато Рухамин текст под леденящим душу заголовком "Этого могло бы не произойти!!!" покажу.



Контрольные работы делаем "по честному", не советуясь с мамой. Слово "устной" Лея сначала написала без буквы "Т": усной. Рухама презрительно ей сказала: "Надо же проверить! Какое проверочное слово? Правильно, УСТЫ!"



Ну и на память сфотографировала замечательную страничку из одной из рабочих тетрадей:



Учимся дальше!
Tags: детские фотографии, занятия с детьми
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments